Создай свой VR-мир в Unity за 3 дня!

или Кто не рискует, тот не побеждает!

Зимние каникулы — время чудес! Конечно, школьникам хочется отоспаться и отдохнуть от учёбы и домашних заданий. Но мы решили рискнуть и придумали пригласить ребят на трёхдневный интенсив «Создай свой VR-мир в Unity!», в рамках которого 3 дня подряд (с 26 по 28 декабря уходящего 2018 года) ребята приходили к 10 утра в Образовательный центр Парка высоких технологий и в течение 3-х часов (точнее, до 12:50, но некоторые задерживались немного дольше) постигали основы создания VR-игр с помощью профессионального инструмента Unity.

Это была довольно рискованная затея, так как любой профессионал возразит, что создать игру за 3 дня невозможно, тем более, если нет необходимых знаний. А с VR (Virtual Reality — виртуальная реальность) мало знакомы даже многие профессиональные разработчики. Эта отрасль сегодня активно развивается, и в ней пока ещё больше вопросов и проблем, чем их решений.

Тем не менее, инструменты разработки тоже развиваются, и их создатели делают так, чтобы с ними могли быстро, удобно, а главное, понятно, работать даже полупрофессиональные и начинающие разработчики. Поэтому при должной подготовке всё оказалось вполне реально!

Каждый участник справился с задачей и создал свой виртуальный мир, в который можно погрузиться почти как в реальный, если загрузить приложение на смартфон и надеть VR-очки. Мы успели протестировать даже 2 варианта: 1) пластиковые очки и 2) картонные кардборды.

VR cardboard
VR cardboard

Что же мы всё-таки делали и как готовился интенсив?

Подготовительные работы

На стадии подготовки сначала на каждом компьютере был создан прототип-шаблон VR-проекта в Unity. Для этого помимо создания самого проекта, в него были загружены все необходимые для создания новых VR-миров ассеты (так в Unity называются объекты, скрипты и др. компоненты, которые затем используются в игровых сценах) и библиотеки программ (SDK — Software Development Kit) для создания VR. Мы использовали огромную библиотеку бесплатных ассетов с официального сайта Unity asset.store. В итоге каждый прототип игрового проекта у нас «весит» боле 10 гигабайт. Чтобы ребята не тратили много времени на настройки сборки мобильных приложений, они также были установлены заранее. Осталось лишь немного ознакомиться со средой и новыми инструментами, и начать творить! Именно творчеству было посвящено основное время занятий. И у нас получилось!

День 1.  Инструментальный, концептуальный

Итак, в первый день мы открыли подготовленные шаблоны проектов и узнали о VR SDK. Поэкспериментировали немного со сценой игры (добавив и изменив игровые объекты и внешнее окружение по своему сюжету и на свой вкус) и в итоге собрали свои первые мобильные VR-игры, которые сразу протестировали с помощью VR-очков.

Кстати, по счастливому совпадению, в этот же день к нам в гости приехали старшеклассники из Бреста, у которых были запланированы образовательные мероприятия в рамках IT-каникул, которые регулярно проводит ассоциация «Образование для будущего«. На этот раз это были тематические IT-каникулы, посвященные AR/VR-технологиям. Сначала ребята скромно расселись за свободные парты, не осмеливаясь присесть за свободные компьютеры, так как о Unity услышали впервые. Но через полчаса большая часть из них переместилась к компьютерам и активно присоединилась к работе.

Старшеклассники из Бреста
Старшеклассники из Бреста (фото с сайта Брестского областного лицея)

Справедливости ради надо сказать, что группа ребят, которые занимались все 3 дня, включала тех, кто с Unity уже был знаком. Но на первом занятии с одинаковым успехом с работой справились все: и те, кто впервые познакомился с Unity, и те, кто уже кое-что пробовал. И каждый из них узнал что-то новое. Итак, первый эксперимент удался! На основе готового шаблона вполне реальным оказалось создать свой небольшой VR-мир.

Так выглядит шаблон VR-мира, поставляемый вместе с SDK
Так выглядит шаблон VR-мира, поставляемый вместе с SDK (фото с сайта Ассоциации «Образование для будущего»)
Каждый успел создать свой уникальный VR-мир!
Каждый успел создать свой уникальный VR-мир! (фото с сайта Брестского областного лицея)

Брестчане оставили нам на память благодарственное письмо и сожалели лишь о том, что в Бресте нет таких занятий.

Одного дня оказалось достаточно, чтобы воодушевиться
Одного дня оказалось достаточно, чтобы воодушевиться (фото с сайта Брестского областного лицея)

В первый день мы смогли лишь рассматривать свой виртуальный мир, вращая головой в разные стороны. Таким же образом, кстати, сейчас делают различные промо-приложения с использованием видео 360, которые затем помогают привлечь новых покупателей и клиентов. Согласитесь, ведь гораздо интереснее, к примеру, совершить небольшую виртуальную экскурсию с помощью VR, чтобы определиться с тем, стоит ли покупать туристическую путевку или новую квартиру, или автомобиль и пр. Эта же механика (способ взаимодействия с пользователем) используется во многих VR-играх: игрок, стоя на месте и поворачиваясь в разные стороны, должен найти какие-то предметы, выполняя задания и получая за это очки. Он может также телепортироваться на другие уровни игры.

Загружаем приложение на смартфон
Загружаем приложение на смартфон (фото с сайта Брестского областного лицея)
Изучаем совй VR-мир!
Изучаем свой первый VR-мир! (фото с сайта Брестского областного лицея)

День 2.  Креативный

Второй день нашего интенсива был посвящен движению и интерактивности в VR.

Теперь, когда в VR-мире стало возможным перемещаться, мы прочувствовали ещё лучше, чем отличается VR-игра от обычной. Если не рассчитать со скоростью, то можно вскружить себе голову ;) Да, одна из проблем VR-приложений и VR-игр — головокружение. Это связано с несоответствием того, что видят глаза в виртуальном мире, и того, что происходит в мире реальном. Мозг человека устаёт обрабатывать сигналы двух видов: с одной стороны, мы видим, что движемся в пространстве, а с другой — никакого движения не происходит, так как в действительности человек никуда не идёт и не бежит. Безопаснее всего играть в такие игры, сидя на вращающемся стуле. Поэтому о технике безопасности мы узнали ещё на первом занятии.

Какая же игра без выполнения игровых заданий? Учитывая ограничения по времени, мы взяли лишь задания типа «найди выход из лабиринта», «собирай предметы (например, новогодние подарки) и зарабатывай очки» либо простое путешествие по разным мирам. Каждый из ребят на данной стадии включил фантазию и креатив на полную мощь. Подготовленные заранее ассеты очень нам в этом помогли. Но некоторым и этого оказалось недостаточно, и они сами искали в asset.store необходимые для их замыслов объекты либо создавали свои собственные модели.

Креативим с игровыми заданиями
Креативим с игровыми заданиями
Новогодний сюжет с поиском подарков вполне логичен в последние дни декабря
Новогодний сюжет с поиском подарков вполне логичен в последние дни декабря
Взаимодйствие и взаимопомощь - важная составляющая творческого процесса
Взаимодействие и взаимопомощь — важная составляющая творческого процесса

День 3.  Итоговый игровой

Третий день интенсива полностью был посвящён креативу и доработке проектов до состояния первого релиза. Мы стремились сделать красиво и функционально. И конечно, главная наша задача заключалась в том, чтобы показать достигнутые результаты друг другу, поиграть в игры друг друга.

Ещё немного, и можно будет играть в свою игру
Ещё немного, и можно будет играть в свою игру
Первые тесты своей игры
Первые тесты своей игры
Начинаем играть в игры друг друга
Начинаем играть в игры друг друга

Конечно, это не полноценные игры, если подходить строго. Это всего лишь прототипы. Но мы освоили на практике методы быстрой сборки проекта на основе готовых компонентов. Именно так поступают профессиональные разработчики по создании прототипов. У нас были готовые объекты, части локаций, материалы и даже скрипты. У каждого была возможность придумать и создать что-то своё. Некоторые ученики (кто уже достаточно хорошо владеет программированием в Unity)  успели даже написать немного своего кода.

Цели достигнуты. Риски оправданы

Итак, цель достигнута! Мы рискнули, и у нас получилось!

Огромное спасибо всем участникам за смелость, целеустремленность, старания, креативность!

С некоторыми из проектов можно даже познакомиться (ребята согласились поделиться подарками). Кто желает погрузиться в наши VR-миры, может скачать на свой смартфон (с Android) файл-сборку и установить приложение:

Не забудьте взять VR-очки или кардборд! А все участники интенсива в подарок получили VR-кардборды, и сейчас могут продолжить создавать и тестировать свои VR-игры самостоятельно.

Кардборды - Подарки участникам интенсива
Подарки участникам интенсива

P.S. Летом мы тоже проводили интенсивы по созданию VR-игр в Unity. Но это были 10-дневные занятия, и ребята не просто использовали готовые объекты, а научились многое создавать сами, с нуля. У нас было также время, чтобы лучше узнать о том, что такое VR, как работает и где используется.

 

С воодушевлением и гордостью за своих учеников, Ольга Елисеева, преподаватель ОЦ ПВТ