Почему каждому современному человеку необходимо владеть основами программирования? | Обучение онлайн индивидуально

Почему каждому современному человеку необходимо владеть основами программирования?

...или как IT меняют нас и наш Мир

С момента появления первых компьютеров прошо N лет… Значение числа N зависит от того, откуда, с какого момента, начинать отсчёт времени, когда человек начал автоматизировать свою деятельность, изобретая различные устройства. Помню, в юности, когда начала пользоваться словарями, удивлялась наличию на первых позициях этих словарей странного слова «абак». Если верить тому, что написано в Википедии, то именно с абака начинается эра автоматизации вычислений. И произошло это примерно в III тысячелетии до н. э.!..

Прошло несколько тысячелетий… За это время человек разумный свыкся с мыслью о том, что надо владеть основами грамоты: уметь читать, писать, считать.

Сегодня мне хочется ещё раз обратить наше внимание на то, что и владение основами алгоритмизации и программирования – такой же необходимый навык для каждого человека 21-го века.

Прошло не одно десятилетие с момента начала преподавания информатики и основ ИТ в школах и вузах. На Всемирных экономических форумах далеко не первый год подряд подчёркивают  необходимость владения так называемыми надпрофессиональными навыками, в числе которых и основы алгоритмизации и программирования. Технологии программирования и соответствующие языки изменились до неузнаваемости, вплоть до так называемых no-code, zero-code (программирование без кода)…

Однако до сих пор у большинства из нас перевешивает стереотип о том, что программирование – это очень сложно, не для каждого! Многие считают, что программирование надо знать лишь тем, кто выбрал профессию в сфере IT и эта профессия непосредственно связана с программированием.

Одна из главных причин такого противоречия мне известна, но я не хочу заниматься критиканством. Постараюсь привести несколько причин и примеров, наглядно отвечающих на поставленные в заголовке вопросы.

AI убивает прибыльный IT-бизнес

Начну с новостного инфо-повода, взятого в одном из профессиональных Телеграм-чатов:

«…Некогда провозглашенная Forbes «самой ценной компанией в сфере образовательных технологий в Америке», Chegg потеряла ~98 % от своей максимальной рыночной стоимости. Причина? ИИ, которые дешевле, быстрее и точнее в решении задач для обучающихся…» (Источник: Русский ИТ бизнес Via Sergio Silvi)

AI crushed Chegg

Вывод, который сделан в указанном источнике, следующий (лексика и грамматика сохранены):

«Вот, кстати, минус ИТ бизнеса — вас может смыть волной инноваций очень быстро :) В отличии от реального сектора экономики, т.к. людям всегда нужно будет кушать-какать-пить кофе-покупать шмотки-ездить на машинах и т.п.»

Свой комментарий этой новости и сделанных выводов я отредактирую, приводя к стилистике данной пуликации.

Здесь дело не только в ИТ и бизнесе, а в том, что технологии могут помогать нам всем увидеть, наконец, нецелесообразность тех или иных процессов. Я много лет работала в образовании и постоянно убеждалась в нецелесообразности домашек в том виде, в котором они даны в большинстве учебников и учебных заведений.

Благодаря нейросетям вся старая система образования трещит по швам. И теперь в системе образования начали думать над перестройкой учебного процесса так, чтобы не просто решать однотипные задачки, а выполнять проекты!

У моих студентов большинство лабораторных и практических работ были частью одного проекта. Считаю, что только так можно хоть как-то формировать профессиональные компетенции.

И это не голословное утверждение, так как до сих пор мне приходят фидбеки от моих бывших студентов, в которых они сообщают, что мои дисциплины помогли им получить важные практические навыки. Вот один из таких отзывов:

«Спасибо Вам большое, что на этапе бакалавриата Вы вложили в нас хорошую базу, благодаря Вам мы многому научились и, честно, более лингвистически ориентированного курса информатики у нас не было. Ещё раз спасибо, что Вы кропотливо учили филологов! … Было очень приятно вписать с свою жизнь код, благодаря которому удалось у Вас поучиться…»

Да, я обучала ИТ и программированию не только айтишников-программистов, но и филологов! И у них всё отлично получалось! Им нравилось создавать свои прикладные системы и сайты, в том числе без кода, но с применением системного и алгоритмического подхода!

Приведу комментарий представленной выше новости ещё одним участником сообщества, который занимается созданием чат-ботов:

«но ИТ же может (должна!) помогать реальному сектору обслуживать клиентов? чтобы клиенты могли кушать-какать-пить кофе-покупать шмотки-ездить с бОльшим комфортом, делать это Статусно, и платить больше денег, конечно же.

ну или как минимум — ИТ может сокращать расходы…»

Всё верно! Как айтишник-мечтатель, опираясь на собственный профессиональный опыт, могу ответить да, ИТ должны помогать! Они для того и созданы, изначально.

Но помогать более глобально: помогать человеку, освобождая, избавляя его от всевозможной рутины.

И если бизнес начнет рассматривать ИТ не как инструмент только «для себя», а как средство для повышения комфорта клиента, качества обслуживания, и т.д., и т.п., вот тогда светлое будущее не за горами!

Благодарю известного SMM-профессионала Сергея Кузьменко (а также его Телеграм сообщество DigitalDayBelarus)  за активное отслеживание digital-трендов!

Благодарю!

Благодарю известного SMM-профессионала Сергея Кузьменко (Sergio Silvi), а также его Телеграм сообщество DigitalDayBelarus,  за активное отслеживание digital-трендов!

Многие профессии очень скоро исчезнут…

Второе обсуждение, которое привлекло моё внимание в LinkedIn, посвящено автоматизации деятельности HR-специалистов.

HR-ов заменит ИИ

Моё внимание привлёк комментарий к паблику от Дмитрий Альхимович:

«Одна нейросеть будет писать резюме, вторая — его читать. Толку ноль, но зато ИИ«.

Не смогла пройти мимо и поделилась своими мыслями, давно витающими в воздухе:
Верно! Аналогично — в образовании: одна нейросеть делает домашку, вторая её проверяет … отметила «смешно», но на самом деле мысль дельная! И даже не до смеха… Весь хайп вокруг нейросетей слегка напоминает нечто аналогичное, что происходило в конце 20-го — начале 21-го века — всплеск информатизации и автоматизации. Что за это время изменилось существенно? По сути — ничего: бумаги как были, так и остались, а процессов стало даже больше. Ну и плюс к этому — необходимость (требование) владеть современными ИТ, соответствующие предметы и дисциплины в школах и вузах.

Что позитивного и перспективного можно обнаружить сейчас?

Мне хочется надеяться (помечтать, так сказать), что может быть сейчас мы дорастём до большего осознания того, что ИТ и ИИ — это не замена человека, а средство и инструмент переосмысления того, что есть человек и чем ему действительно имеет смысл заниматься, а что пусть делают роботы ;)

Пусть вкалывают роботы!

Итак, мы с бешеной скоростью погрузились в новую эру, когда многие рутинные операции, которые выполнял человек, начинают выполнять программы, нейросети, роботы.

Что в этом новом, трансформированном мире делать человеку?

Мой ответ однозначный – РАЗВИВАТЬСЯ и САМОСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ! Формировать новые нейронные связи в СВОЁМ мозгу, не уповая на нейросети, которые «за меня всё решат»… Осваивать новые технологии, для того чтобы эффективно управлять ими и оптимизировать свою деятельность.

Несмотря на массу страшилок о том, что профессии исчезают, в действительности в это же время появляются новые профессии, а исчезающие – трансформируются и модифицируются. Требования к сотрудникам возрастают.

Теперь недостаточно быть просто грамотным (читать, писать, считать) и порой даже не так важно владеть иностранными языками (эту функцию тоже берут на себя нейросети).

Сегодня необходимо быть информационно и технологически грамотным, уметь мыслить логически, алгоритмически, системно, обладать творческим и критическим мышлением, владеть навыками коммуникации.

Практически все перечисленные выше навыки 21-го века можно приобрести, осваивая основы алгоритмизации и программирования. Но для этого вовсе не обязательно изучать сложные профессиональные языки программирования и писать код в виде текста, изобилующего непонятными обывателю английскими словами!

Я абсолютно убеждена, что для максимально комфортного и понятного входа в основы алгоритмизации и программирования наиболее целесообразно и эффективно заняться ТВОРЧЕСКИМ программированием. Практически идеально для этого подходит среда визуального программирования Scratch, которая доступна бесплатно на официальном сайте и является также платформой для коммуникации, обмена творческими проектами, обучения на примерах проектов других участников сообщества скретчеров.

Что такое Scratch - за 2 минуты!

Вы можете почитать о том, что такое Scratch, в моей статье на Дзен.

Я обучаю и взрослых, и детей творческому программированию в Scratch с 2015 года. И до сих пор продолжаю убеждаться в его универсальности, доступноси для каждого, гибкости.

Вместе с каждым учеником мы находим те темы и проекты, которые наиболее ему интересны. Те, кто любит рисовать, с удовольствием занимаются цифровым творчеством. Кто любит музыку, создаёт музыкальные проекты. Кто хочется углубиться в настоящее программирование, разрабатывает довольно сложные игровые и прикладные проекты (кстати, в Scratch некоторые программные реализации оказываются даже сложнее, чем на многих профессиональных языках программирования высокого уровня с массой готовых библитек программ! Так что начинающие программисты тренируют мозг и творческие способности по разработке собственных алгоритмов по полной!).

Что такое ТВОРЧЕСКОЕ программирование, описать не просто... Лучше попробовать!

Одну из моих статей о том, что такое творческое программирование, можно почитать на Дзен.

Творческое программирование - это проекты

Сделаю ещё одну попытку и кратко перечислю…

...основные составляющие творческого программирования:

Работа над проектом:

как правило, это творческий проект по созданию цифрового рисунка (да-да, это тоже программирование со своими алгоритмами!), или анимации, или игры, или какой-то истории типа комикса и пр.

Продуктовое, проектное и системное мышление. Декомпозиция

При создании не какой-то отдельной программы, а именно проекта, формируются продуктовое, проектное и системное мышление. Разработчик рассматривает проект как полнценную систему (продукт), состоящую из взаимосвязанных элементов (подсистем), учится декомпозировать (разбивать) сложную задачу на множество более мелких и простых подзадач. Этот навык является универсальным и востребованным не только в программировании, но и во многих других областях.

Гибкость

это ещё одно свойство и составляющая творческого программирования. Для создания творческого проекта за основу (в качестве референса) можно взять любую деятельность человека или любое художественное (и не только) произведение. Например, с одним из моих учеников, который увлечён футболом, мы создали несколько творческих и игровых проектов по этой тематике. Любители Гарри Поттера и Звёздных войн создавали и мультфильмы, и игры с разными игровыми механиками, и энциклопедии с галереями главных героев. В своей статье в качестве примера я привожу процесс завязывания шнурков. Веер разных проектов по этой простой теме оказался обширен!

Творческое мышление

Всё это помогает формировать и развивать творческое мышление как взрослым, так и детям. У меня есть твёрдое убеждение, что этот навык сейчас более востребован именно для взрослых, т.к. у детей в школах и кружках, студиях дополнительного образования больше возможностей для занятия творчеством, чем у взрослых.

Прокачай СВОИ нейроны!

В завершение данной статьи приглашаю всех на мой новый экспериментальный онлайн-курс «Прокачай СВОИ нейроны! ТВОРЧЕСКОЕ программирование для саморазвития и удовольствия».

Подключайтесь к Телеграм-боту, знакомьтесь с курсом, выбирайте тарифный план и погружайтесь в Мир ТВОРЧЕСКОГО программирования!

Если хочется подумать и узнать больше

Приходите в открытый чат курса, где я рассказываю, что же я такое задумала, для кого это всё, почему, для чего и т.д., и т.п.

Там вы сможете задать любые уточняющие вопросы.

С пожеланиями творческих успехов, Ольга Елисеева, айтишник-мечтатель.

Прокрутить вверх